Из родословной
математики
• XX век до н. э. - первые сведения об
арифметике из стран Древнего Востока.
• VI век до н. э. - наиболее яркой личностью
является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.
• III век до н. Эвклид и Архимед. Начало
буквенной алгебры.
• IX век н. э. - Трактат индиком счете
Мухаммеда Аль Хорезми "Десятичная позиционная система и нумерация".
• Около 900 г. - Абу-Камиллой описаны
вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.
• XIII век н. э. - Леонард Пизанский своим
сочинением "Книга абака" - познакомил европейцев с достижениями
математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и
позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской
обсерватории -десятичные дроби.
• XV век н. э. - вместе с изобретением
книгопечатания появляются первые печатные книги по математике. (Италия).
• XVI век н. э. - Француз Ф.Виетт в своих
трудах обозначил числа буквами.
• Появление
алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа,
обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.
• XIX век -
Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции,
матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.
Кто придумал язык математики
1. Черта, разделяющая члены
дроби впервые появились у итальянского математика Леонардо Пизанского в 1202
году
2. Заслуга введения десятичных
дробей принадлежит самаркандскому математику Аль-Каши, а их европейским
изобретателем в 1585 году стал голландский инженер Симон Стевин.
3. Запятую после целой части
десятичной дроби предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630).
4. Знаки (+) и (—) впервые
употребил немецкий математик Ян Видман.
5. Знак равенства (=) был впервые
введен английским математиком Робертом Рикордоном.
6. Знак, обозначающий
бесконечность (со), ввел в 1655 году английский математик Джон Виллис.
7. Знак радикала () изобрел
немецкий математик Ханс Рудольф в 525 г. и усовершенствовал голландский математик
А. Жирар в 1629 г.
8. Буквы "а",
"в", "с", х, у, z -
для обозначения искомых величин, а также х3, х4 для
обозначения степени ввел в 1637 г. Рене Декарт.
9. Знаки умножения в виде
точки .(•) и деления в виде двух точек (:) впервые использовал Готфрид Лейбниц
в 1684 г. и в 1698 г. В 1675 г. он же изобрел знаки интеграла и дифференциала.
10. Квадратные скобки впервые употребил, в 1550
г., итальянский математик Рафаэль Бомбелли.
Математику не зря называют
“царицей наук”. Ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота,
гармония, изящество и точность.
Несколько десятков лет назад
была обьявлена большая премия за сочинение на тему “Как человек без математики
жил”. Так и осталась премия не выданной,
так как не нашлось человека которой бы мог жить без математики.
Вряд ля следует объяснять,
что одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам.
Математика, эта “царица и служанка” всех остальных наук, всегда и везде оказывалась впереди. Рассмотрим применение математики в различных областях человеческой деятельности
Математика в астрономии
Союз математики с астрономией сложился много столетии назад, однако,
некоторые астрономические задачи раньше .считались неразрешимыми из-за массы
вычислений. Теперь им помогает решать ЭВМ. В 1955 году, например, с помощью
ЭВМ. астрономы посчитали, где в данный момент должен находиться астероид
Аталия, обнаруженный в 1903 году, а потом затерявшиеся в сонмище звезд.
Легче найти булавку в стоге сена, чем такое миниатюрное небесное тело,
если ему удалось выскользнуть из поля зрения телескопов. Астрономы вряд ли
смогли бы провести вычисления, необходимые для того, чтобы проследить путь
Аталии, с помощью же ЭВМ. эта работа была выполнена без особых затруднений.
Когда астрономы направили телескопы в указанный машиной пункт неба, они
обнаружили потерянный астероид.
Математика в
метеорологии
Всем известно, что старые люди предсказывают погоду. Недаром даже в
сводках погоды нет-нет, да и промелькнёт фраза со ссылкой на народные
авторитеты "Такой погоды и старожилы не помнят" или "старожилы
утверждают, что сорок лет назад..." Незаметно для себя они применяют
методы математики, анализируя некоторые признаки, - "поясницу ломит, птицы
летят у самой земли".
Современные предсказывания погоды также анализируют "за" и
"против". Они вооружены ЭВМ. и математическими формулами. Но и они
нередко ошибаются. Погоду нельзя предсказать абсолютно точно, по крайне мере,
сейчас ЭВМ. обрабатывает поступающую информацию о давлении воздуха, воды,
распределении) температуры и т. д. и на основании этого составляют черновую
карту распределения давления. Но это ещё не прогноз погоды. Затем опытные
метеорологи по данным этой карты рассчитывают, каковы наиболее вероятны в
будущем max и min суточной температуры, направления и силы ветра, количество
облаков и т. д.
Математика в биологии
Долгое время биология и медицина были науками относительными. При наборе
солдат во Франции записывали рост, цвет волос, вес и т. д. Сто лет
регистрировали эти, вроде бы, случайные данные. Но вот появились вычислительные
машины, и один из ученных решил с помощью математической статистики-обработать
эти данные. Посчитав на ЭВМ, он понял, что случайные Признаки вовсе не
случайные - неожиданно выяснилась закономерность - процент новобранцев-брюнетов
из года в год снижается.
Математика в химии
Благодаря достижениям
математики и вычислительной техники, недавно возникла квантовая химия, которая
изучает вопросы строения и реакционной способности химических соединений. С
помощью ЭВМ можно проводить даже химические эксперименты без пробирок и
колбочек, т.к. решив уравнения, машина даёт вам ответ, какое именно химическое
соединение получится при взаимодействии исходных веществ. При этом бывают
неожиданности. Так, например, ЭВМ утверждала, что при взаимодействии
газообразного аммиака и хлористого водорода образуется газообразный хлористый
аммоний. Химики привыкли к тому, что образуется твёрдый продукт, однако потом
выяснилось, что правы и машина и химики.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ
Пифагор (ок. 570 г. — ок. 500 г. до н. э.)
Крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Олимпиад не
хотели допускать к спортивным состязаниям, так как он не вышел ростом. Но он не
только стал участником Олимпиады, но и победи всех противников. Такова
легенда... Этот юноша был
Пифагор - знаменитый математик.
Вся его жизнь - легенда, точнее, наслоение многих легенд.
Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Вест пять километров водной глади отделяло этот остров
от большой Земли. Совсем юным Пифагор покинул родину. Он прошел по дорогам
Египта, 12 лет жил в Вавилоне, где слушал речи жрецов, открывавших перед ним
тайны астрономии и астрологии, затем несколько лет - в Италии. Уже в зрелом
возрасте Пифагор переселяется в Сицилию и там, в Кротоне, создает удивительную
школу, которую назовут пифагорейской.
Они были трудолюбивы и аскетичны - Пифагор и его ученики.
Вот заповеди пифагорейцев.
• Делай
лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
• Не
делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать.
• Не пренебрегай
здоровьем своего тела.
• Приучайся жить
просто и без роскоши.
• Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день.
Трудно сказать, какие научные идеи принадлежали Пифагору,
какие
- его воспитанникам. Но рассказывают, что Пифагор, доказав свою знаменитую
теорему, отблагодарил богов, принеся им в жертву 100 быков.
Пифагор не записал своего учения. Оно известно лишь в
пересказах Аристотеля и Платона. Греческий ученый Гераклит утверждал, что
Пифагор ученее всех современников, однако порицал его за склонность к магии.
Дело в том, что числа для пифагорейцев были наполнены мистическим содержанием,
они преклонялись перед гармонией чисел.
Четные числа, допускавшие раздвоение, казались пифагорейцам более
разумными, олицетворяли некое положительное начало. Число 4, например,
олицетворяло у пифагорейцев здоровье, гармонию, разумность. Мистика цифр и
чисел сохранилась и до наших дней. Так, число 13 -«чертова дюжина», 3,
12-«счастливые» числа, 666-«число зверя, дьявола».
Пифагор был не только математиком, но и философом. Ему принадлежит
немало великих догадок. Вот почему люди помнят его уже две с половиной тысячи
лет, а среди знаменитых олимпийских чемпионов Пифагор наиболее знаменит, - ему
выпало счастье победить не только соперника, но и время.
Необычное
начинается уже с названия этой теоремы.
Теорема Пифагора (без доказательства) встречается еще в
вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Она была известна в
Китае и Индии. Одно из древнейших доказательств теоремы Пифагора, очень
громоздкое и трудное, дано Евклидом. О прямоугольном треугольнике со сторонами
3, 4, 5 единиц длины за 200 лет до н. э. знали и египтяне, считая его магическим.
Числа 3,4, 5 обладают и другими интересными свойствами. Например,
33 + 43+53=63.
Гипатия
Дочь известного
греческого математика Теона. Родилась и жила в Александрии 370 по 415 гг.
Была первой
женщиной математиком, философом, астрономом и врачом. Её образованность
позволяла считаться с её мнением всех учёных того времени.
Гипатия
написала научный комментарий к трудам по решению неопределённых уравнений
первой степени знаменитого учёного древности Диофанта и к трудам по коническим
сечениям не менее знаменитого учёного Аполлония. Благодаря ей до нас дошли
многие рукописи этих учёных.
Гипатия была
язычницей, поэтому стала подвергаться гонениям со стороны христиан Александрии.
Руководители
христианской общины направили фанатичную толпу на Гипатию, и эта толпа
растерзала, а затем сожгла знаменитую учёную.
После смерти
Гипатии в течение более тысячи лет мы не встречаем женщин-математиков.
Рене Декарт (1596-1650)
Каждая задача, которую я решал,
становилась правилом, служившим впоследствии
для решения других задач.
Рене Декарт
Рене Декарт родился в
1596 г. на юге Франции в небогатой дворянской семье. Восьми лет отец отправил
его учиться в католический коллеж в городе Ла Флеш.
Обучение
в школах того времени было оторвано от реальной жизни. Оно опиралось на
церковные догмы и авторитет античных мудрецов, прежде всего Платона и
Аристотеля. Неудивительно, что активно мыслящим ученикам, к числу которых
относился Декарт, полученные знания представлялись неполными. Окончив коллеж,
Декарт сменил немало занятий: вел светскую жизнь, служил в армии,
путешествовал.
В 1628 г. он поселился в Голландии, недавно пережившей
национально-освободительную буржуазную революцию и ставшей одним из самых
передовых государств того времени. В Голландии издавались сочинения авторов,
во многом расходившиеся с церковным учением, в том числе книги Коперника и
Галилея.
Декарт прожил в Голландии 20 лет. Именно там в 1637 г.
вышла в свет его знаменитая книга «Рассуждения о методе». В ней Декарт
сформулировал четыре принципа, которым должен следовать ученый: 1) включать в
свои суждения только то, что никоим образом не может дать повод к сомнению; 2)
делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько
потребуется, чтобы лучше их разрешить; 3) руководить ходом своих мыслей,
начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу,
как по ступеням, до познания наиболее сложных; 4) делать всюду настолько полные
перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Истин, не подлежащих сомнению, по Декарту, совсем немного. Самая
знаменитая из них: «Я мыслю, - следовательно, я существую». «Рассуждения о
методе» содержало три приложения, названные «Диоптрика», «Метеоры» и
«Геометрия».
В
истории математики Декарт обессмертил свое имя тем, что связал кривые на
плоскости с уравнениями, которыми они описываются в координатной системе. Он
выяснил, что уравнения с переменными в первой степени задают на плоскости
прямые линии. Символика, предложенная Декартом, сохранилась до сих пор. Вслед
за ним мы обозначаем переменные последними буквами латинского алфавита: х, у, z, а для заданных величин
используем начальные латинские буквы: а,Ь,с
и т. д. Нынешнее обозначение степени а"
также предложено Декартом.
В 1649 г. по приглашению шведской королевы Декарт переехал в Стокгольм.
Но северный климат оказался для него слишком холоден. Год спустя ученый умер
от воспаления легких.
Из высказываний
Декарта:
«Особенно нравилась
математика верностью и очевидностью своих рассуждений».
«Из всех прочих
известных нам наук только арифметика и геометрия чисты от всякого ложного или
недостоверного».
«Каждая задача, которую
я решал, становилась правилом, служившим впоследствии для решения других
задач».
Блез Паскаль (1623-1662)
Я хотел открыть вечные законы. Блез
Паскаль
Биография этого
французского ученого - одна из самых ярких и трагических в истории науки.
Еще в детстве Паскаля поразила непонятная нервная болезнь: мальчик
панически боялся воды, бился в судорогах. Но он выжил и довольно скоро
оправился от недуга. Отец развивал в нем ум и память и никогда не требовал
ничего заучивать. Блез надолго сохранил великий дар детства -способность
удивляться. Отец слыл страстным и талантливым любителем математики. Он
переписывался с Рене Декартом, Пьером Ферма, и математические споры не были
редкостью в его доме.
«Папа, что такое геометрия?» - спросил однажды Блез. «Как тебе
объяснить? Это средство чертить правильные фигуры и находить существующие
между ними отличия». Такое пояснение, по расчетам отца, вряд ли могло
возбудить детскую любознательность, но он ошибся. На бумаге и на полу детской
Блез выводит начальные теоремы Евклида. Он не знает даже общепринятых терминов
и называет прямую - «палкой», круг - «колесом», параллелограмм -«длинным
квадратом». Застав его за таким занятием, отец был смущен и обрадован. - «Мой
сын будет великим математиком! Это я открыл сегодня!»
И сын действительно стал великим математиком. В 16 лет он доказал
«теорему Паскаля», написал трактат о конических сечениях. В 18 лет изобрел
счетную машину - прообраз арифмометров. Этого юношу уже называли «великим
математиком», он спорил с Ферма, а чопорный Декарт отказывался верить, что
автору присланных ему математических трудов только 16 лет. Но в 24 года
Паскаля разбил паралич. С трудом передвигаясь на костылях, он продолжал
работать.
В 25 лет наступает резкий перелом. Паскаль оставляет все занятия
математикой и физикой, читает только богословские книги. Он считает, что отказ
от науки будет жертвой Богу, который послал ему физические страдания. Но
здоровье его катастрофически ухудшается. Постепенно, несмотря на физические
страдания, Паскаль начинает искать выход в труде. Постепенно он выкарабкивается
из бездны отчаяния и начинает опять заниматься математикой. Здоровье идет на
поправку, он даже подумывает о женитьбе. И надо же случиться этой поездке на
праздник в Нейи! Лошади понесли карету, на мосту через Сену шарахнулись в
сторону. Карета уцелела чудом. Когда к ней подбежали, Паскаль был без сознания.
Он прожил еще восемь лет.
Паскаль умер 19 августа 1662 г., 39 лет от роду. Согласно легенде, в
1789 г. герцог Орлеанский приказал вырыть кости Паскаля и отдать алхимику,
который обещал добыть из них философский камень.
Многие изобретения Паскаля стали настолько привычными в
повседневной жизни, что сегодня уже никто не вспоминает имени их автора. И.С.
Тургенев писал Н.А. Некрасову: «Я в одном месте говорю о паскалевой тачке. Ты
знаешь, что Паскаль изобрел эту, по-видимому, столь простую машину». А еще
Паскалю принадлежит идея омнибусов - общедоступных «карет за 5 су» с
фиксированными маршрутами - первого регулярного городского транспорта.
Лобачевский Николай Иванович (1792-1856)
Первым усомнился в
абсолютной однозначности законов Евклида и Ньютона величайший русский геометр
Николай Иванович Лобачевский. Его талант признали довольно рано. В 34 года он
стал ректором Казанского университета и исполнял эту должность в течение 19
лет. В 1824 г. с учетом рекомендации К.Ф. Гаусса Н.И. Лобачевский
был
избран членом-корреспондентом Геттингенского Королевского общества, но за
границу он никогда не ездил. Гаусс же отклонил приглашение работать в
Петербурге. Встреча их, столь необходимая, так и не состоялась. Уже после
смерти Гаусса стало ясно, что уму его открылись труды русского геометра, но
столь дерзки были они, столь сокрушительны по новизне своей, что даже у Гаусса
не хватило смелости открыто признать их.
Жизнь шла обычно: университет (лекции, преданные глаза учеников), дом
(большая семья - 15 детей). С годами ухудшилось зрение, Лобачевский скрывал
слепоту от жены и детей; учился узнавать людей по шагам.
Умер он в 63 года от паралича легких. Понимая, что умирает, сказал
просто: «Человек родится, чтобы умереть». И ушел из жизни так тихо, что даже
доктор не поверил, все щупал пульс, капал на лицо свечной воск, следил, не
дрогнут ли мускулы. В имении своем посадил Николай Иванович молоденькие кедры и
потом часто говаривал: «Ничего, доживем до кедровых шишек!» Первые шишки
появились в год его смерти. Не дожил.
А годы шли... И вот сын бедного провинциального священника
Бернгард Риман выстроил здание своей геометрии - «геометрии Лобачевского
наоборот», такой же странной, строгой и логичной. Так был открыт путь геометрий
разных пространств, ведущий в четырехмерный мир теории относительности, в
океан невероятных, непостижимых далей и глубин, на берег которого вышло
человечество.
Софья Васильевна Ковалевская
Родилась в 1850 г в семье богатого помещика. Родители мало
интересовались её воспитанием, а вот дядя - Пётр Васильевич - любил с
увлечением рассказывать Софье о разных вопросах математики.
С диофантовым и
интегральным исчислением Софья познакомилась по листам книги, которыми была
оклеена одна из её комнат.
Только после
вступления в брак с известным палеонтологом С.В.Ковалевским (в то время женщины
не имели права учиться в университетах России) Софья смогла заняться любимой
математикой, уехав с супругом за границу.
В 1874 г.
Геттингенский университет присвоил Ковалевской учёную степень доктора философии
за две работы из области математического
анализа и одной работы по астрономии - вопрос о кольцах Сатурна.
После
возвращения в Россию Ковалевская не была допущена к преподавательской
деятельности. И поэтому, после смерти мужа, в 1883 г она вместе с малолетней
дочерью уезжает в Швецию, где получает
должность доцента Стокгольмского университета и вновь занимается научной
работой.
В 1884 г она
становится первой в мире женщиной-профессором. Она читала лекции по наиболее
сложным разделам высшей математики и теоретической механики.
В 1888 г.
научная работа Ковалевской о вращении твёрдого тела была признана Парижской
академией наук лучшей.
В 1889 г.
С.В.Ковалевская была избрана членом-корреспондентом Академии наук России, но
это не дало возможности получить соответствующую работу и вернуться на родину.
Она скончалась
в Стокгольме в 1891 г.
Эмми
Нетер
Родилась в 1882 г. в Германии в г. Эрлангер в семье видного
математика Макса Нетер.
В 1907 г.
защитила докторскую диссертацию . Научные работы Эмми дали ей репутацию
первоклассного математика. Начиная с 1920 г. она фактически создаёт так
называемую общую, абстрактную алгебру.
Труды Эмми
Нетер, относящиеся к алгебре, способствовали созданию нового направления
алгебры (общая теория колец, полей, идеалов); именем Нетер называется
фундаментальная теорема теоретической физики, связывающая законы сохранения с
симметриями системы.
Работы по
абстрактной алгебре принесли Нетер мировую известность и славу. Идеи и научные
взгляды её оказали большое влияние на развитие многих отраслей науки, на многих
учёных-математиков.
Эмми
придерживалась передовых социально-политических взглядов того периода, за что
испытывала притеснение и имела небольшой заработок. После прихода в Германии
власти фашистов она была вынуждена переехать в Америку в 1933 г., где и умерла
в 1935г.
Немного занимательных фактов об
учёных-математиках.
●
Эйнштейна однажды спросили, как, по его мнению, появляются
изобретения, которые переделывают мир. "Очень просто, - ответил он, - все
знают, что сделать это невозможно, Случайно находится один невежда, который
этого не знает. Он-то и делает изобретение".
●
Один слишком навязчивый аспирант довёл своего руководителя до
того, что тот сказал ему: "Идите и разработайте построение правильного
многоугольника с 65 537 сторонами" (65537=216+1). Аспирант
удалился, чтобы вернуться через 20 лет с соответствующим построением, которое
хранится в Геттингене.·
●
Известный математик Пойа в назидание изучающим теорию
вероятностей рассказал однажды историю о враче, который её не понимал. Осмотрев
больного, этот врач сказал, нахмурившись: "О, у вас очень серьёзная
болезнь. Из десяти заболевших ею девять умирают". Больной, конечно,
расстроился. "Но вам повезло, - добавил врач, - девять пациентов с этой
болезнью у меня уже умерли. Радуйтесь: вы - тот десятый, который обязательно
выживет!"·
●
У Ньютона были две кошки, которые рано по утрам будили своего
хозяина. Чтобы обе кошки - большая и маленькая - могли выбегать во двор, не
потревожив хозяина, учёный пропилил в двери два отверстия по размерам животных.
Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот практично заметил, что
достаточно было одного отверстия. "А ведь верно! - воскликнул Ньютон. -
Мне эта мысль не пришла в голову".
●
Знаменитому математику Остроградскому пришла в голову
какая-то необыкновенно заманчивая математическая
идея в тот момент, когда он шёл по одной из петербургских улиц. Немедленно он
стал покрывать формулами то, что считал чёрной доской, предназначенной для
записи вычислений. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это
не классная доска, а карета. Изумлённый математик, догоняя карету, стал кричать
кучеру: "Постой! Куда спешишь? Я сейчас". Подобная крайняя
рассеянность часто сопутствует исключительной сосредоточенности ума.
●
То же самое рассказывают о выдающемся физике и математике
Ампере.
●
Однажды Ампер с сыном остановился в Авиньоне передохнуть и
подкрепить силы. Рассеянный Ампер никак не мог сосчитать, сколько заплатить
хозяину. "Да, сударь, - заметил добродушный хозяин, - вы немного умеете
считать, но вам бы следовало поучиться арифметике у нашего священника... Уж
сколько лет минуло с тех пор, как он меня обучал цифрам, а я, как видите, до
сих пор кое-что помню”. Знаменитый физик и математик не мог ничего возразить.
ЗАЦВЯРДЖАЮ Дырэктар дзяржаўнай установы адукацыі «Пятрэвіцкі вучэбна-педагагічны
комплекс дзіцячы сад-сярэдняя школа»
.__. 20______ Л.У.Шастак
__ |
ПЕРСПЕКТЫЎНЫ
ПЛАН РАБОТЫ КАБІНЕТА ФІЗІКІ
№ |
Змест работы |
Срокі |
Адказныя |
Аснашчэнне кабінета лабараторным і дэманстрацыйным абсталяваннем |
|||
1 |
Набыццё
калькулятараў |
2020-2025 |
|
Вучэбна-метадычнае забеспячэнне. Літаратура . |
|||
1 |
Набыць
матэрыялы ЦТ літаратуры |
кожны год |
Заг. кабінета |
2 |
Набыццё новай вучэбна-метадычнай |
кожны год |
Заг.
кабінета |
3 |
Падпіска
"Фізіка" (Праблемы выкладання) |
пастаянна |
Заг. кабінета |
4 |
Падпіска
«Настаўніцкая газета» |
кожны год |
Заг. кабінета |
Вучэбна-метадычнае забеспячэнне. Дыдактычны матэрыял . |
|||
1 |
Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага
кантролю для 7-га класа |
пастаянна |
Заг. кабінета |
2 |
Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага
і прамежкавага кантролю для 8-га класа |
пастаянна |
Заг. кабінета |
3 |
Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага
кантролю для 9-га класа |
пастаянна |
Заг. кабінета |
4 |
Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага
кантролю для 10-га класа |
пастаянна |
Заг. кабінета |
5 |
Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага
кантролю для 11-га класа |
пастаянна |
Заг. кабінета |
6 |
Распрацоўка канспектаў-урокаў для адкрытых мерапрыемстваў. Складанне апорных
канспектаў, дыягнастычных карт, схем |
пастаянна |
Заг. кабінета |
7 |
Распрацоўка прэзентацый да ўроку |
пастаянна |
Заг. кабінета |
8 |
Распрацоўка заданняў у сэрвісе web2.0 |
пастаянна |
Заг. кабінета |
9 |
Рэдагаванне банка ЭСН і электронных матэрыялаў па
фізіцы |
канікулы |
Заг. кабінета |
Метадычная работа |
|||
1 |
Выкананне патрабаванняў па ахове працы і
пажарнай бяспекі ў кабінеце фізікі |
пастаянна |
Заг. кабінета |
2 |
Удзел у школьным МА настаўнікаў творчай
групы |
згодна
графіка |
Заг. кабінета |
3 |
Удзел у раённым МА настаўнікаў фізікі |
згодна
графіка |
Заг. кабінета |
4 |
Удзел у канферэнцыях
|
згодна
графіка |
Заг. кабінета |
5 |
Удзел у алімпіядах
|
згодна графіка |
Заг. кабінета |
6 |
Арганізацыя навучэнцаў для дыстанцыйнага
навучання |
пастаянна |
Заг. кабінета |
7 |
Правядзенне «Дня касманаўтыкі» |
кожны год |
Заг. кабінета |
8 |
Публікацыя свайго вопыту ў прадметных
часопісах і газетах |
кожны год |
Заг. кабінета |
9 |
Абнаўленне інфармацыі на
стэндах |
кожны год |
Заг. кабінета |
Гаспадарчая дзейнасць |
|||
1 |
Правядзенне мерапрыемстваў па забеспячэнню захаванасці матэрыяльна-тэхнічнай базы кабінета |
пастаянна |
Лабарант |
2 |
Азеляненне кабінета |
пастаянна |
Лабарант |
3 |
Бягучы рамонт |
пастаянна |
Лабарант |
олимпиада
ОтветитьУдалитьда
Удалить