внеклассная работа


Из родословной математики

•  XX век до н. э. - первые сведения об арифметике из стран Древнего Востока.

•  VI век до н. э. - наиболее яркой личностью является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.

•  III век до н.  Эвклид и Архимед. Начало буквенной алгебры.

•   IX век н. э. - Трактат индиком счете Мухаммеда Аль Хорезми "Десятичная позиционная система и нумерация".

•  Около 900 г. - Абу-Камиллой описаны вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.

•  XIII век н. э. - Леонард Пизанский своим сочинением "Книга абака" - познакомил европейцев с достижениями математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской обсерватории -десятичные дроби.

•   XV век н. э. - вместе с изобретением книгопечатания появляются первые печатные книги по математике. (Италия).

•  XVI век н. э. - Француз Ф.Виетт в своих трудах обозначил числа буквами.

• Появление алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.

•  XIX век - Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции, матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.

Кто придумал язык математики

 

1.      Черта, разделяющая члены дроби впервые появились у итальянского математика Леонардо Пизанского в 1202 году

2.      Заслуга введения десятичных дробей принадлежит самаркандскому математику Аль-Каши, а их европейским изобретателем в 1585 году стал голландский инженер Симон Стевин.

3.      Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630).

4.      Знаки (+) и (—) впервые употребил немецкий математик Ян  Видман.

5.      Знак равенства (=) был впервые введен английским математиком Робертом Рикордоном.

6.      Знак, обозначающий бесконечность (со), ввел в 1655 году английский математик Джон Виллис.

7.      Знак радикала () изобрел немецкий математик Ханс Рудольф в 525 г. и усовершенствовал голландский математик А. Жирар в 1629 г.

8.      Буквы "а", "в", "с", х, у, z - для обозначения искомых величин, а также х3, х4 для обозначения степени ввел в 1637 г. Рене Декарт.

9.      Знаки умножения в виде точки .(•) и деления в виде двух точек (:) впервые использовал Готфрид Лейбниц в 1684 г. и в 1698 г. В 1675 г. он же изобрел знаки интеграла и дифференциала.

10.   Квадратные скобки впервые употребил, в 1550 г., итальянский математик Рафаэль Бомбелли.

 

Математику не зря называют “царицей наук”. Ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Несколько десятков лет назад была обьявлена большая премия за сочинение на тему “Как человек без математики жил”. Так  и осталась премия не выданной, так как не нашлось человека которой бы мог жить без математики.

Вряд ля следует объяснять, что одна из важнейших задач математики – помощь другим наукам.

Математика, эта “царица и служанка” всех остальных наук, всегда и везде оказывалась впереди. Рассмотрим применение математики в различных областях человеческой деятельности 

Математика в астрономии

Союз математики с астрономией сложился много столетии назад, однако, некоторые астрономические задачи раньше .считались  неразрешимыми из-за массы вычислений. Теперь им помогает решать ЭВМ. В 1955 году, например, с помощью ЭВМ. астрономы посчитали, где в данный момент должен находиться астероид Аталия, обнаруженный в 1903 году, а потом затерявшиеся в сонмище звезд.

 

Легче найти булавку в стоге сена, чем такое миниатюрное небесное тело, если ему удалось выскользнуть из поля зрения телескопов. Астрономы вряд ли смогли бы провести вычисления, необходимые для того, чтобы проследить путь Аталии, с помощью же ЭВМ. эта работа была выполнена без особых затруднений. Когда астрономы направили телескопы в указанный машиной пункт неба, они обнаружили потерянный астероид.

 

 

Математика в метеорологии

Всем известно, что старые люди предсказывают погоду. Недаром даже в сводках погоды нет-нет, да и промелькнёт фраза со ссылкой на народные авторитеты "Такой погоды и старожилы не помнят" или "старожилы утверждают, что сорок лет назад..." Незаметно для себя они применяют методы математики, анализируя некоторые признаки, - "поясницу ломит, птицы летят у самой земли".

Современные предсказывания погоды также анализируют "за" и "против". Они вооружены ЭВМ. и математическими формулами. Но и они нередко ошибаются. Погоду нельзя предсказать абсолютно точно, по крайне мере, сейчас ЭВМ. обрабатывает поступающую информацию о давлении воздуха, воды, распределении) температуры и т. д. и на основании этого составляют черновую карту распределения давления. Но это ещё не прогноз погоды. Затем опытные метеорологи по данным этой карты рассчитывают, каковы наиболее вероятны в будущем max и min суточной температуры, направления и силы ветра, количество облаков и т. д.

 

Математика в биологии

Долгое время биология и медицина были науками относительными. При наборе солдат во Франции записывали рост, цвет волос, вес и т. д. Сто лет регистрировали эти, вроде бы, случайные данные. Но вот появились вычислительные машины, и один из ученных решил с помощью математической статистики-обработать эти данные. Посчитав на ЭВМ, он понял, что случайные Признаки вовсе не случайные - неожиданно выяснилась закономерность - процент новобранцев-брюнетов из года в год снижается.

 

Математика в химии

Благодаря достижениям математики и вычислительной техники, недавно возникла квантовая химия, которая изучает вопросы строения и реакционной способности химических соединений. С помощью ЭВМ можно проводить даже химические эксперименты без пробирок и колбочек, т.к. решив уравнения, машина даёт вам ответ, какое именно химическое соединение получится при взаимодействии исходных веществ. При этом бывают неожиданности. Так, например, ЭВМ утверждала, что при взаимодействии газообразного аммиака и хлористого водорода образуется газообразный хлористый аммоний. Химики привыкли к тому, что образуется твёрдый продукт, однако потом выяснилось, что правы и машина и химики.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ 

Пифагор (ок. 570 г. — ок. 500 г. до н. э.)

 

Крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям, так как он не вышел ростом. Но он не только стал участником Олимпиады, но и победи всех противников. Такова легенда... Этот юноша был

Пифагор - знаменитый математик.

Вся его жизнь - легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Вест пять  кило­метров водной глади отделяло этот остров от большой Земли. Со­всем юным Пифагор покинул родину. Он прошел по дорогам Егип­та, 12 лет жил в Вавилоне, где слушал речи жрецов, открывавших перед ним тайны астрономии и астрологии, затем несколько лет - в Италии. Уже в зрелом возрасте Пифагор переселяется в Сицилию и там, в Кротоне, создает удивительную школу, которую назовут пи­фагорейской.

Они были трудолюбивы и аскетичны - Пифагор и его ученики.

Вот заповеди пифагорейцев.

Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не прину­дит раскаиваться.

Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать.

Не пренебрегай здоровьем своего тела.

Приучайся жить просто и без роскоши.

•                 Прежде чем лечь спать, проанализируй свои поступки за день.

Трудно сказать, какие научные идеи принадлежали Пифагору,

какие - его воспитанникам. Но рассказывают, что Пифагор, доказав свою знаменитую теорему, отблагодарил богов, принеся им в жерт­ву 100 быков.

Пифагор не записал своего учения. Оно известно лишь в пере­сказах Аристотеля и Платона. Греческий ученый Гераклит утверж­дал, что Пифагор ученее всех современников, однако порицал его за склонность к магии. Дело в том, что числа для пифагорейцев были наполнены мистическим содержанием, они преклонялись перед гар­монией чисел.

Четные числа, допускавшие раздвоение, казались пифагорейцам более разумными, олицетворяли некое положительное начало. Чис­ло 4, например, олицетворяло у пифагорейцев здоровье, гармонию, разумность. Мистика цифр и чисел сохранилась и до наших дней. Так, число 13 -«чертова дюжина», 3, 12-«счастливые» числа, 666-«число зверя, дьявола».

Пифагор был не только математиком, но и философом. Ему при­надлежит немало великих догадок. Вот почему люди помнят его уже две с половиной тысячи лет, а среди знаменитых олимпийских чемпионов Пифагор наиболее знаменит, - ему выпало счастье победить не только соперника, но и время.

Необычное начинается уже с названия этой теоремы.

Теорема Пифагора (без доказательства) встречается еще в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Она была известна в Китае и Индии. Одно из древнейших доказа­тельств теоремы Пифагора, очень громоздкое и трудное, дано Евклидом. О прямоугольном треугольнике со сторонами 3, 4, 5 единиц длины за 200 лет до н. э. знали и египтяне, считая его магическим. Числа 3,4, 5 обладают и другими интересными свой­ствами. Например,

33 + 43+53=63.

 

 

 

Гипатия  

Дочь известного греческого математика Теона. Родилась и жила в Александрии 370 по 415 гг.

Была первой женщиной математиком, философом, астрономом и врачом. Её образованность позволяла считаться с её мнением всех учёных того времени.

Гипатия написала научный комментарий к трудам по решению неопределённых уравнений первой степени знаменитого учёного древности Диофанта и к трудам по коническим сечениям не менее знаменитого учёного Аполлония. Благодаря ей до нас дошли многие рукописи этих учёных.

Гипатия была язычницей, поэтому стала подвергаться гонениям со стороны христиан Александрии.

Руководители христианской общины направили фанатичную толпу на Гипатию, и эта толпа растерзала, а затем сожгла знаменитую учёную.

После смерти Гипатии в течение более тысячи лет мы не встречаем женщин-математиков.

 

 

 

 

 

Рене Декарт (1596-1650)

Каждая задача, которую я решал,

становилась правилом, служившим впоследствии

для решения других задач.

Рене Декарт

Рене Декарт родился в 1596 г. на юге Франции в небогатой дворянской семье. Восьми лет отец отправил его учиться в католический коллеж в го­роде Ла Флеш.

Обучение в школах того времени было оторвано от реальной жизни. Оно опиралось на церковные догмы и авторитет античных мудрецов, прежде всего Платона и Аристотеля. Неудивительно, что активно мысля­щим ученикам, к числу которых от­носился Декарт, полученные знания представлялись неполными. Окончив коллеж, Декарт сменил немало занятий: вел светскую жизнь, служил в армии, путешествовал.

В 1628 г. он поселился в Голландии, недавно пережившей наци­онально-освободительную буржуазную революцию и ставшей од­ним из самых передовых государств того времени. В Голландии из­давались сочинения авторов, во многом расходившиеся с церковным учением, в том числе книги Коперника и Галилея.

Декарт прожил в Голландии 20 лет. Именно там в 1637 г. вышла в свет его знаменитая книга «Рассуждения о методе». В ней Декарт сформулировал четыре принципа, которым должен следовать уче­ный: 1) включать в свои суждения только то, что никоим образом не может дать повод к сомнению; 2) делить каждую из рассматривае­мых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы луч­ше их разрешить; 3) руководить ходом своих мыслей, начиная с пред­метов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных; 4) делать всюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уве­ренным, что ничего не пропущено.

Истин, не подлежащих сомнению, по Декарту, совсем немного. Самая знаменитая из них: «Я мыслю, - следовательно, я существую». «Рассуждения о методе» содержало три приложения, названные «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия».

         В истории математики Декарт обессмертил свое имя тем, что связал кривые на плоскости с уравнениями, которыми они описыва­ются в координатной системе. Он выяснил, что уравнения с пере­менными в первой степени задают на плоскости прямые линии. Сим­волика, предложенная Декартом, сохранилась до сих пор. Вслед за ним мы обозначаем переменные последними буквами латинского алфавита: х, у, z, а для заданных величин используем начальные латинские буквы: а,Ь,с и т. д. Нынешнее обозначение степени а" также предложено Декартом.

В 1649 г. по приглашению шведской королевы Декарт переехал в Стокгольм. Но северный климат оказался для него слишком холо­ден. Год спустя ученый умер от воспаления легких.

Из высказываний Декарта:

«Особенно нравилась математика верностью и очевидностью своих рассуждений».

«Из всех прочих известных нам наук только арифметика и гео­метрия чисты от всякого ложного или недостоверного».

«Каждая задача, которую я решал, становилась правилом, слу­жившим впоследствии для решения других задач».

 

 

 

 

 

Блез Паскаль  (1623-1662)

Я хотел открыть вечные законы. Блез Паскаль

Биография этого французского уче­ного - одна из самых ярких и траги­ческих в истории науки.

Еще в детстве Паскаля поразила непонятная нервная болезнь: мальчик панически боялся воды, бился в су­дорогах. Но он выжил и довольно ско­ро оправился от недуга. Отец разви­вал в нем ум и память и никогда не требовал ничего заучивать. Блез на­долго сохранил великий дар детства -способность удивляться. Отец слыл страстным и талантливым любителем математики. Он переписывался с Рене Декартом, Пьером Ферма, и математические споры не были редкостью в его доме.

«Папа, что такое геометрия?» - спросил однажды Блез. «Как тебе объяснить? Это средство чертить правильные фигуры и нахо­дить существующие между ними отличия». Такое пояснение, по рас­четам отца, вряд ли могло возбудить детскую любознательность, но он ошибся. На бумаге и на полу детской Блез выводит начальные теоремы Евклида. Он не знает даже общепринятых терминов и на­зывает прямую - «палкой», круг - «колесом», параллелограмм -«длинным квадратом». Застав его за таким занятием, отец был сму­щен и обрадован. - «Мой сын будет великим математиком! Это я открыл сегодня!»

И сын действительно стал великим математиком. В 16 лет он доказал «теорему Паскаля», написал трактат о конических сечениях. В 18 лет изобрел счетную машину - прообраз арифмометров. Этого юношу уже называли «великим математиком», он спорил с Ферма, а чопорный Декарт отказывался верить, что автору присланных ему ма­тематических трудов только 16 лет. Но в 24 года Паскаля разбил па­ралич. С трудом передвигаясь на костылях, он продолжал работать.

В 25 лет наступает резкий перелом. Паскаль оставляет все занятия математикой и физикой, читает только богословские книги. Он считает, что отказ от науки будет жертвой Богу, который послал ему физические страдания. Но здоровье его катастрофически ухудшается. Постепенно, несмотря на физические страдания, Паскаль начинает искать выход в труде. Постепенно он выкарабкивается из бездны отчаяния и начинает опять заниматься математикой. Здоровье идет на поправку, он даже подумывает о женитьбе. И надо же случиться этой поездке на празд­ник в Нейи! Лошади понесли карету, на мосту через Сену шарахнулись в сторону. Карета уцелела чудом. Когда к ней подбежали, Паскаль был без сознания. Он прожил еще восемь лет.

Паскаль умер 19 августа 1662 г., 39 лет от роду. Согласно легенде, в 1789 г. герцог Орлеанский приказал вырыть кости Паскаля и отдать алхимику, который обещал добыть из них философский камень.

Многие изобретения Паскаля стали настолько привычными в повседневной жизни, что сегодня уже никто не вспоминает имени их автора. И.С. Тургенев писал Н.А. Некрасову: «Я в одном месте го­ворю о паскалевой тачке. Ты знаешь, что Паскаль изобрел эту, по-видимому, столь простую машину». А еще Паскалю принадлежит идея омнибусов - общедоступных «карет за 5 су» с фиксированны­ми маршрутами - первого регулярного городского транспорта.

 

  

Лобачевский Николай Иванович (1792-1856)

Первым усомнился в абсолютной однозначности законов Евклида и Нью­тона величайший русский геометр Ни­колай Иванович Лобачевский. Его та­лант признали довольно рано. В 34 года он стал ректором Казанского универси­тета и исполнял эту должность в тече­ние 19 лет. В 1824 г. с учетом рекомен­дации К.Ф. Гаусса Н.И. Лобачевский

был избран членом-корреспондентом Геттингенского Королевского общества, но за границу он никогда не ездил. Гаусс же отклонил при­глашение работать в Петербурге. Встреча их, столь необходимая, так и не состоялась. Уже после смерти Гаусса стало ясно, что уму его открылись труды русского геометра, но столь дерзки были они, столь сокрушительны по новизне своей, что даже у Гаусса не хватило сме­лости открыто признать их.

Жизнь шла обычно: университет (лекции, преданные глаза уче­ников), дом (большая семья - 15 детей). С годами ухудшилось зре­ние, Лобачевский скрывал слепоту от жены и детей; учился узнавать людей по шагам.

Умер он в 63 года от паралича легких. Понимая, что умирает, сказал просто: «Человек родится, чтобы умереть». И ушел из жизни так тихо, что даже доктор не поверил, все щупал пульс, капал на лицо свечной воск, следил, не дрогнут ли мускулы. В имении своем посадил Николай Иванович молоденькие кедры и потом часто гова­ривал: «Ничего, доживем до кедровых шишек!» Первые шишки по­явились в год его смерти. Не дожил.

А годы шли... И вот сын бедного провинциального священника Бернгард Риман выстроил здание своей геометрии - «геометрии Ло­бачевского наоборот», такой же странной, строгой и логичной. Так был открыт путь геометрий разных пространств, ведущий в четы­рехмерный мир теории относительности, в океан невероятных, не­постижимых далей и глубин, на берег которого вышло человечество.

 

Софья Васильевна Ковалевская

Родилась в 1850 г в семье богатого помещика. Родители мало интересовались её воспитанием, а вот дядя - Пётр Васильевич - любил с увлечением рассказывать Софье о разных вопросах математики.

С диофантовым и интегральным исчислением Софья познакомилась по листам книги, которыми была оклеена одна из её комнат.

Только после вступления в брак с известным палеонтологом С.В.Ковалевским (в то время женщины не имели права учиться в университетах России) Софья смогла заняться любимой математикой, уехав с супругом за границу.

В 1874 г. Геттингенский университет присвоил Ковалевской учёную степень доктора философии за две работы из области математического анализа и одной работы по астрономии - вопрос о кольцах Сатурна.

После возвращения в Россию Ковалевская не была допущена к преподавательской деятельности. И поэтому, после смерти мужа, в 1883 г она вместе с малолетней дочерью уезжает в Швецию,  где получает должность доцента Стокгольмского университета и вновь занимается научной работой.

В 1884 г она становится первой в мире женщиной-профессором. Она читала лекции по наиболее сложным разделам высшей математики и теоретической механики.

В 1888 г. научная работа Ковалевской о вращении твёрдого тела была признана Парижской академией наук лучшей.

В 1889 г. С.В.Ковалевская была избрана членом-корреспондентом Академии наук России, но это не дало возможности получить соответствующую работу и вернуться на родину.

Она скончалась в Стокгольме в 1891 г.

 Эмми Нетер

Родилась в 1882 г. в Германии в г. Эрлангер в семье видного математика Макса Нетер.

В 1907 г. защитила докторскую диссертацию . Научные работы Эмми дали ей репутацию первоклассного математика. Начиная с 1920 г. она фактически создаёт так называемую общую, абстрактную алгебру.

Труды Эмми Нетер, относящиеся к алгебре, способствовали созданию нового направления алгебры (общая теория колец, полей, идеалов); именем Нетер называется фундаментальная теорема теоретической физики, связывающая законы сохранения с симметриями системы.

Работы по абстрактной алгебре принесли Нетер мировую известность и славу. Идеи и научные взгляды её оказали большое влияние на развитие многих отраслей науки, на многих учёных-математиков.

Эмми придерживалась передовых социально-политических взглядов того периода, за что испытывала притеснение и имела небольшой заработок. После прихода в Германии власти фашистов она была вынуждена переехать в Америку в 1933 г., где и умерла в 1935г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Немного занимательных фактов об учёных-математиках.

     Эйнштейна однажды спросили, как, по его мнению, появляются изобретения, которые переделывают мир. "Очень просто, - ответил он, - все знают, что сделать это невозможно, Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает изобретение".

     Один слишком навязчивый аспирант довёл своего руководителя до того, что тот сказал ему: "Идите и разработайте построение правильного многоугольника с 65 537 сторонами" (65537=216+1). Аспирант удалился, чтобы вернуться через 20 лет с соответствующим построением, которое хранится в Геттингене.·                               

      Известный математик Пойа в назидание изучающим теорию вероятностей рассказал однажды историю о враче, который её не понимал. Осмотрев больного, этот врач сказал, нахмурившись: "О, у вас очень серьёзная болезнь. Из десяти заболевших ею девять умирают". Больной, конечно, расстроился. "Но вам повезло, - добавил врач, - девять пациентов с этой болезнью у меня уже умерли. Радуйтесь: вы - тот десятый, который обязательно выживет!"·                               

      У Ньютона были две кошки, которые рано по утрам будили своего хозяина. Чтобы обе кошки - большая и маленькая - могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, учёный пропилил в двери два отверстия по размерам животных. Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот практично заметил, что достаточно было одного отверстия. "А ведь верно! - воскликнул Ньютон. - Мне эта мысль не пришла в голову".

     Знаменитому математику Остроградскому пришла в голову какая-то необыкновенно заманчивая  математическая идея в тот момент, когда он шёл по одной из петербургских улиц. Немедленно он стал покрывать формулами то, что считал чёрной доской, предназначенной для записи вычислений. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это не классная доска, а карета. Изумлённый математик, догоняя карету, стал кричать кучеру: "Постой! Куда спешишь? Я сейчас". Подобная крайняя рассеянность часто сопутствует исключительной сосредоточенности ума.

     То же самое рассказывают о выдающемся физике и математике Ампере.

     Однажды Ампер с сыном остановился в Авиньоне передохнуть и подкрепить силы. Рассеянный Ампер никак не мог сосчитать, сколько заплатить хозяину. "Да, сударь, - заметил добродушный хозяин, - вы немного умеете считать, но вам бы следовало поучиться арифметике у нашего священника... Уж сколько лет минуло с тех пор, как он меня обучал цифрам, а я, как видите, до сих пор кое-что помню”. Знаменитый физик и математик не мог ничего возразить.

 

 

 

ЗАЦВЯРДЖАЮ

Дырэктар дзяржаўнай установы адукацыі

«Пятрэвіцкі вучэбна-педагагічны комплекс дзіцячы сад-сярэдняя школа»

 

   .__. 20______   Л.У.Шастак

   __

 

ПЕРСПЕКТЫЎНЫ ПЛАН РАБОТЫ КАБІНЕТА ФІЗІКІ

 

Змест  работы

Срокі

Адказныя

Аснашчэнне кабінета лабараторным і дэманстрацыйным абсталяваннем

1

Набыццё калькулятараў

2020-2025

 

Вучэбна-метадычнае забеспячэнне. Літаратура .

1

Набыць матэрыялы ЦТ

літаратуры

кожны год

Заг. кабінета

2

Набыццё новай вучэбна-метадычнай  

 кожны год

Заг. кабінета

3

Падпіска "Фізіка" (Праблемы выкладання)

пастаянна

Заг. кабінета

4

Падпіска «Настаўніцкая газета»    

кожны год

Заг. кабінета

Вучэбна-метадычнае забеспячэнне. Дыдактычны матэрыял .   

1

 Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага кантролю для 7-га класа

пастаянна  

Заг. кабінета

2

Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага кантролю для 8-га класа

пастаянна  

Заг. кабінета

3

 Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага кантролю для 9-га класа

пастаянна

Заг. кабінета

4

 Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага кантролю для 10-га класа

пастаянна

Заг. кабінета

5

 Распрацоўка матэрыялаў тэматычнага і прамежкавага кантролю для 11-га класа

пастаянна

Заг. кабінета

6

 Распрацоўка канспектаў-урокаў для адкрытых

мерапрыемстваў. Складанне апорных канспектаў, дыягнастычных карт, схем

пастаянна

Заг. кабінета

7

 Распрацоўка прэзентацый да ўроку

пастаянна

Заг. кабінета

8

 Распрацоўка заданняў у сэрвісе web2.0

пастаянна

Заг. кабінета

9

 Рэдагаванне банка ЭСН і электронных матэрыялаў па фізіцы

канікулы

Заг. кабінета

 

 

 

 

 

Метадычная работа

1

 Выкананне патрабаванняў па ахове працы і пажарнай бяспекі ў кабінеце фізікі

 пастаянна

Заг. кабінета

2

 Удзел у школьным МА настаўнікаў творчай групы

згодна графіка

Заг. кабінета

3

 Удзел у раённым МА настаўнікаў фізікі

згодна графіка

Заг. кабінета

4

 Удзел у канферэнцыях

 

згодна графіка

Заг. кабінета

5

 Удзел у алімпіядах

 

згодна графіка

Заг. кабінета

6

 Арганізацыя навучэнцаў для дыстанцыйнага навучання

пастаянна  

Заг. кабінета

7

 Правядзенне «Дня касманаўтыкі»

кожны год

Заг. кабінета

8

 Публікацыя свайго вопыту ў прадметных часопісах і газетах

кожны год

Заг. кабінета

9

 Абнаўленне інфармацыі на стэндах 

кожны год

Заг. кабінета

Гаспадарчая дзейнасць  

1

Правядзенне мерапрыемстваў па забеспячэнню

захаванасці матэрыяльна-тэхнічнай базы кабінета

пастаянна

Лабарант

2

 Азеляненне кабінета

пастаянна

Лабарант

3

 Бягучы рамонт

пастаянна 

Лабарант

 

 

 

 

 




 Внеклассная работа
 по математике 

Внеклассная работа по математике  формирует и развивает способности  и  личность ребёнка. Управлять  этим процессом - значит не только  развивать  и  совершенствовать  заложенное в человеке природой, но формировать  у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так  как  каждый  человек воспитывает себя  прежде всего сам,   здесь   добытое   лично  - добыто на всю жизнь.
Под внеклассной работой понимается не обязательные, систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность  в специалистах- математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе.
Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математики, к поступлению в математическую школу, к самостоятельному изучению заинтересовавшего материала и т.п.

Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои  силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Проведение внеклассной работы по математике является прекрасным средством повышения квалификации учителей. Одной из целей является расширение изучаемого материала курса математики, иногда такое расширение выходит за рамки обязательной программы. Рассмотрение на дополнительных занятиях таких вопросов неизбежно приводит учителя к необходимости основательного знакомства с этим материалом и с методикой его изложения учащимся.
Так же это помогает выявить учащихся, имеющих интерес и склонности к занятиям математикой, что весьма важно для решения вопроса о подготовке большого числа новых математических и научно-методических кадров. Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте.

Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого "среднего" ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом.
Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике.
Работа с учащимися отстающими от других  в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
Но можно выделить ещё и третий вид работы.
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики .

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.
Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими.
1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к  обучаемости.
2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).
3. Занятия с  отстающими  в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.
5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.
6. Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по математике более эффективными.

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике -занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
4. Воспитание высокой культуры математического мышления.
5. Развитие  у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
исторической ценности математики.
8. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с  коллективной.
9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.
10. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса

Существуют следующие формы внеклассной работы:
Математический кружок.
Факультатив.
Олимпиады конкурсы, викторины.
Математические олимпиады.
Математические дискуссии.
Неделя математики.
Школьная и классная математическая печать.
Изготовление математических моделей.
Математические экскурсии и т. д.
Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.
Итак, далее остановлюсь на отдельных видах внеклассной работы.

          Основным видом внеклассной работы по математике в школе являются факультативные занятия по математике. Вызывая интерес учащихся к предмету, факультативы  способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся. Их дополняют разовые мероприятия, проводимые как в школе (математические вечера, викторины, олимпиады, КВН, соревнования команд и др.), так и вне школы (математические конкурсы, занятия в физико-математических школах, конкурсы по решению задач и др.).
Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества
Проведение факультативных занятий по математике не означает отказа от других форм внеклассной работы (математические кружки, вечера, олимпиады и т. д.). Они должны дополнять эти формы работы с учащимися, которые интересуются математикой.
В какой бы  форме, и какими бы методами не проводились факультативные занятия по математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Известный французский физик Луи де Бройль писал, что современная наука - "дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие".
В настоящее время факультативные занятия по математике проводятся по двум основным направлениям:
а) изучение курсов по программе "Дополнительные главы и вопросы курса математики"; б) изучение специальных математических курсов.
Для особого факультативного изучения полезно отнести: а) решение нестандартных математических задач; б) элементы программирования и принцип работы электронно-вычислительных машин;
в) творческие индивидуальные работы учащихся над избранными ими самими вопросами элементарной математики. 

Математический  кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю математики не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий по математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.

Одной из новых форм внеклассной работы являются элективные курсы. Хочется остановиться на некоторых требованиях, предъявляемых к программам элективных курсов по выбору.
По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
По степени новизны для учащихся Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
По научности содержания в Программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
По выбору методов обучения Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путем» в достижении целей
По практической направленности курса Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

В последние годы   стало проводиться много различных математических олимпиад. Это традиционные, соросовские, для абитуриентов, нестандартные и т. п. олимпиады. Традиционные олимпиады проходят, как правило, в пять туров: школьный, районный (городской), областной  , республиканский  . 
Наряду с традиционными олимпиадами большой популярностью стали пользоваться также соросовские олимпиады, состоящие из заочного и нескольких очных туров; олимпиады для абитуриентов вузов; различного рода заочные олимпиады. Последние несколько лет проводятся математические олимпиады «Кенгуру».
На олимпиаду допускаются все желающие участвовать в ней дети. Первые задания – более легкие – выполняют почти все успевающие ученики. Нужно дать почувствовать каждому ребенку, даже слабому, что учителя верят в их силы и возможности.
Пусть даже незначительный успех на олимпиаде вселит в них уверенность в своих силах, а это может привести и к более усиленным занятиям, и к действительным успехам. 
        
    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
            Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве
             В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, как учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
             Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. На нее нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Приведем примеры различных дидактических игр:
Конкурс «Ох уж эта математика»
Игра «Математик-бизнесмен»
Математический брейн-ринг
Игра «Звездный час»
Интермедия «Геометрический симпозиум»
Игра «Счастливый случай»
Игра «Что? Где? Когда?»
Математический бой
Игра «Аукцион»
КВН-Ассорти
Вечер «Поле математических чудес» и т. д.
         
 Проведение школьных предметных недель стало теперь традицией во многих учебных заведениях. В большинстве случаев они проводятся один раз в год. Неделя математики в нашей школе проходит в третьей четверти. В подготовке участвуют все учителя математики. Им помогают старшеклассники.
. В первый день недели на общем стенде вывешиваются стенные газеты. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности.
          В течение следующих дней в классах проводятся математические КВН, конкурсы, викторины, вечера. Материал для подготовки к этим мероприятиям подбирается из газет «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», журналов «Математика в школе» и другой литературы.
          В завершении недели проводится школьная математическая олимпиада.
          Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, отмечаются лучшие работы и проводится награждение победителей.
         
   Так как внеклассная работа используется для того, чтобы разнообразить процесс обучения детей, сделать что-то непонятное более доступным и увлекательным в учебной практике используются следующие элементы внеклассной работы: печать, пресса радио и другие средства массовой информации, главной целью которых является объединение, сближение учеников и педагогов для выполнения общих задач. Тем  самым, прививая ученикам любовь к предмету и совместному труду.
             Кроме того, наиболее современные школы имеют свои редакции, в которых редакторы из учителей и учеников выпускают свои математические газеты.
              Последние несколько лет в школах процветает радиовещание. И во время математических предметных недель по школьному радио передаются различные математические новости и объявления, стихи, загадки и исторические данные о математике.
              С развитием информационных технологий многие школы обзавелись своими сайтами в Интернете, где учителя и ученики могут разместить свои труды и разработки и найти нужную информацию о математике и других науках.

  Изучение     нормативных     документов     по     народному   образованию, методической литературы, а также ознакомление с опытом работы передовых учителей математики, наше собственное исследование, проводимое в   школе  , показывает, что внеклассная работа играет немаловажную роль в процессе обучения. Она является неотъемлемой     частью     творческой деятельности     учителя     и     учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе. Введение в школьную практику все более разнообразных  форм обучения помогает решить ряд актуальных задач   стоящих   перед    школой.    Прежде   всего, различные формы   обучения способствуют   развитию   творческих   способностей   учащихся,  повышают качество знаний   и развивают познавательный интерес в обучении, повышают уровень и прочность знаний учащихся.
Мы пришли к выводу, что у всех детей можно развить познавательный интерес к изучению математики, также убедились, что все дети обладают более или менее развитым познавательным интересом. Но обладают, конечно, не в одинаковой степени, так как одни быстро и легко усваивают  математический материал, и приобретают необходимые навыки, самостоятельно и в известной степени творчески мыслят, другие с трудом понимают объяснение учителя, часто не могут решать задачи, сколько-нибудь выходящие за пределы усвоенных стандартов. Но в любом случае возможно развитие познавательного интереса. И это во многом зависит от учителя. Нужно заинтересовать ребенка математикой, привлечь его к творческой математической деятельности. Приступить к формированию интереса, сразу, без подготовки соответствующей почвы – значит обречь свою работу на неудачу. 
Таким образом, проводя анализ проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Применение профессиональной внеклассной работы  с детьми разных возрастов и в классах  с различным уровнем подготовки активизирует  их познавательную деятельность. 
  Свое исследование я считаю большой и увлекательной работой, направленной на стимулирование активности учащихся в обучении математике. И центральной задачей в ней является забота о формировании познавательного интереса учащихся. 

2 комментария: