физика

  

       

Школьная физика для учителей и учеников

 

https://www.youtube.com/user/GTVscience?feature=watch

 

Всё о физике. Всё для физики

http://www.alsak.ru/

 

 

GetAClass - Физика в опытах и экспериментах

https://www.youtube.com/channel/UCSiMRgysUoHBUcbKnhJMlSA

 

Физика от Побединского

 

https://www.youtube.com/user/PhysFromPobed

       

Как подготовиться к ЦТ по физике самостоятельно - эффективные советы

Путь к сертификату ЦТ по физике с высоким баллом далёк, времени не так много, а вот скорость усвоения учебного материала черепашья? Без паники!

Оцени свои знания

Изучи «Спецификацию теста по учебному предмет „Физика“ для проведения централизованного тестирования». Там изложен перечень тем, которые затрагиваются на ЦТ. 

  1. Оцени свои знания. Поможет в этом «Спецификация теста по учебному предмет „Физика“ для проведения Централизованного Тестирования». Изложенные темы стоит разделить по категориям:
    • Знаю хорошо;
    • Нужно повторить;
    • Стоит разобраться и выучить.
    • Исходя из этого, распредели время на подготовку.

    Такой подход позволит оценить уровень своих знаний и правильно распределить время на подготовку. Если все темы хорошо знакомы, их достаточно просто повторить и больше времени уделить практике.

    Если же ситуация обстоит совершенно иначе и вы не знаете большинства параграфов, лучше обратиться за помощью к специалисту (преподавателю в школе или репетитору). Просто перед ЦТ может не хватить времени на изучение всего материала.

  2. Подтяни математику. Эти два предмета тесно связана между собой, поэтому для правильного решения задач по физике, лучше подтянуть знания по математике.
  3. Не нужно зубрить предмет. Подготовка к ЦТ по физике основывается на понимании предмета. Эта наука о законах природы, структуре и движении материи. Здесь не нужно запоминать много материала, а достаточно научиться понимать последовательность процессов.

    Очень эффективным станет умение адаптировать законы физики к реальной жизни. Ведь физика вокруг нас, куда бы мы не пошли. Движение автобуса, ход часов, игра в мяч, ловля рыбы, работа бытовой техники – везде действуют ее законы и об этом стоит помнить.

    Вникнуть в темы и разобраться с ними помогут такие вопросы, как:

    • Что это?
    • Как и почему происходит?
    • Как можно выразить с помощью формулы?

    Старайся объяснять все прочитанное и выученное простыми словами. Такой подход позволит лучше понять предмет, изложить свои мысли и увидеть, как происходит процесс.

  4. Эффективным при изучении станет конспектирование ответов на вопросы, которые могут присутствовать в ЦТ и их проработка. Самостоятельная подготовка к ЦТ по физике включает в себя просмотр видео экспериментов. Сейчас их в Интернете очень много и поиск не составит труда.
  5. Больше тренируйся. Изучив темы, нужно больше времени уделить практике. Главное – не стремиться сделать все быстро или получить максимальный бал, а научиться поминать последовательность процессов и явлений. Сначала можно самостоятельно решать задачки из разных учебников и пособий. Позже, засекать 180 минут (как при тестировании). Полезным для тренировки станет пробное цт по физике и решение задач в онлайн режиме.
  6. Ходи на этапы РТ и анализируй рассуждения при работе над задачами. Это позволит грамотно распределить 180 минут, которые отводятся на тест. Изучай консультации РТ по физике, которые появляются на сайте РИКЗ по завершении этапа репетиционного тестирования. Оттачивай навыки решения задач с помощью ЦТ онлайн по физике.

Понимание физических процессов и явлений пригодится как в будущей сфере деятельности, так и повседневной жизни. Учи для себя, в первую очередь, а уж потом ориентируйся на балл ЦТ.

Полезные пособия для подготовки к ЦТ по физике

Безусловно, пригодятся учебники по физики школьной программы и не только за 11 класс. Стоит также просмотреть материал за более ранние годы (8-10), повторить материал. Максимально подготовиться к предстоящему тестированию поможет:

Литература для подготовки к ЦТ:

  • «Сборник задач для подготовки к ЦТ по физике»
  • С. Капельян, Л. Аксенович «Физика. Пособие-репетитор для подготовки к централизованному тестированию»
  • «Физика. Сборник тестов».

В каких случаях лучше нанять репетитора по физике?

Если вам нужно сдать ЦТ по физике на высокий балл, но вы сомневаетесь в своих силах, лучше обратиться за помощью к грамотному репетитору. Обучение с преподавателем обеспечивает продуктивное изучение предмета и его понимание, чем самостоятельная подготовка даже в течение года. Репетитор сможет объяснить сложные вещи простыми словами, оценить уровень знаний абитуриента и составить программу для эффективного обучения.

5 советов по подготовке к ЦТ, которые пригодятся даже отличникам
Читать полностью: https://news.tut.by/society/649055.html

1. Не мечтайте

 Сразу настраивайте себя на серьезную работу — путь к знаниям не бывает легким. Ваша настойчивость, целеустремленность и терпение — вот главные составляющие успеха.

2. Начать подготовку к тестированию не с тестов.

Прежде чем приступать к решению задач по какой-либо теме, хорошенько разберись с теоретическим материалом. Зубрёжка здесь не поможет — только осмысление. 

Недостаточно просто взять учебник с тестами и решать их, даже если делать это каждый день. Здесь важна системная подготовка. Лучше сначала повторить базу и вспомнить основные темы. 

Для лучшего усвоения законспектируй ответы. Просмотр видео с физическими опытами поможет сохранить в памяти образы, которые будет проще соотнести с формулами. После берись за выполнение практических заданий. Приобрети сборник задач для подготовки к ЦТ по физике, воспользуйся литературой для подготовки к ЦТ - и вперёд!

3. Обязательное условие успешной сдачи ЦТ — регулярная самостоятельная работа дома. Если дома не прорабатывать материал, который изучен, то он забывается. На занятии всегда кажется, что все понятно, но необходимо самостоятельно дома еще раз «переваривать» нюансы, они есть всегда!

4. Участие в официальных РТ и тренировочных тестах

РТ — дело очень серьезное и ответственное. Чтобы правильно планировать подготовку к ЦТ, и абитуриенту, и его родителям, и учителям, и репетиторам важно знать реальные промежуточные результаты подготовки. Надо постараться получить на РТ максимально высокий результат, но добиваться его надо только честными способами, чтобы преподаватель мог скорректировать ход подготовки. Учтите, что каждый пропущенный этап РТ — это потеря баллов на ЦТ! Очень часто часть заданий ЦТ совпадает с заданиями РТ или очень на них похожи.

5. Заниматься до последнего дня перед ЦТ

Спортсмены никогда не заканчивают тренировки за 2 недели до соревнований, т.к. незамедлительно произойдет спад физической формы. 


Каким бы ни был ваш результат на ЦТ — это будет в первую очередь ваша заслуга или ваш провал. Конечно, вы сможете найти себе оправдание, что не повезло с учителями, репетиторами и так далее. Но постарайтесь быть честным с самим собой — главное зависело от вас. Начните подготовку прямо сейчас.

 

 

Полезные ИНТЕРНЕТ -РЕСУРСЫ

ПОВТОРЯЕМ ФИЗИКУ, ГОТОВИМСЯ К ЦТ

1. https://phys.reshuct.by/ тренажер ЦТ с последующем  объяснением решений задач

2. Эта рубрика состоит из двух частей: ФОРМУЛЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ и ПОДГОТОВКА К ЦТ ПО ФИЗИКЕ: https://www.kem.by/wp-content/uploads/Physics_to_ct_Bolsun2016.pdf

3. Все формулы по физике для подготовки к ЦТ https://rep-a.by/100-glavnyx-formul-dlya-podgotovki-k-ct-po-fizike/

4. https://adukar.by/test/ct-fizika

5. Готовимся к ЦТ -  http://www.fizika.guo.by/gotovimsya-k-tst-status-1

На этом сайте:

Разбор заданий РТ 2019/2020 1 этап 1 вариант

Разбор заданий РТ 2019/2020 1 этап 2 вариант

Анализ заданий части В

Все формулы по физике

Теория (физика)

Опорный конспект

Кинематика (часть 1)

Кинематика (часть 2)

Динамика

Закон сохранения импульса

Закон сохранения механической энергии

Гидростатика

МКТ

Термодинамика (часть 1)

Термодинамика (часть 2)

Законы постоянного тока

Электростатика

Специальная теория относительности

 

Алгоритмы решения задач:

Алгори́тм — конечная совокупность точно заданных правил решения произвольного класса задач или набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для решения некоторой задачи.

Алгоритм решения задач по физике

1. Внимательно прочти условие задачи.

2. Произведи краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений (СИ).

3. Выполни рисунки или чертежи задачи.

4. Определи, каким методом будет решаться задача, составь план решения.

5. Запиши основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачной системой.

6. Найди решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.

7. Проверь правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованием величин.

8. Произведи вычисления.

9. Произведи оценку реальности полученного решения.

10. Запиши ответ.

Алгоритм решения количественных задач

Количественные задачи - задачи, в которых все физические величины заданы количественно какими-то числами. При этом физические величины могут быть как скалярными так и векторными.

1. Записать кратко условие задачи в виде «Дано».

2. Перенести размерность физических величин в систему «СИ».

3. Выполнить анализ задачи (записать какое физическое явление рассматривается в задаче, сделать рисунок, обозначить на рисунке все известные и неизвестные величины, записать уравнения, которые описывают физическое явление, вывести из этих уравнений искомую величину в виде расчетной формулы).

4. Сделать проверку размерности расчетной формулы.

5. Сделать вычисления по расчетной формуле.

6. Анализ полученного результата.

7. Записать ответ задачи.

Алгоритм решения качественных задач

Особенность задач такого типа: – внимание в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Решаются такие задачи путём логических умозаключений, базирующихся на законах физики.

1. Внимательно ознакомиться с условием задачи.

2. Выяснить, какие тела взаимодействуют.

3. Выяснить, о каком физическом явлении или группе явлений идет речь.

4. Выяснить состояние тела при начальных условиях.

5. Выяснить, что происходит с физическими телами в результате действия физического явления (например, изменение формы, объема или агрегатного состояния, а также силы, возникающие при этом).

6. Выяснить, как это сказывается на взаимодействующих телах.

7. Ответить на вопрос задачи.

Алгоритм решения графических задач

К задачам этого типа относятся такие, в которых все или часть данных заданы в виде графических зависимостей между ними.

1. Прочитать внимательно условие задачи.

2. Выяснить из приведенного графика, между какими величинами представлена связь; выяснить, какая физическая величина является независимой, т.е. аргументом; какая величина является зависимой, т.е. функцией; определить по виду графика, какая это зависимость; выяснить, что требуется — определить функцию или аргумент; по возможности записать уравнение, которое описывает приведенный график.

3. Отметить на оси абсцисс (или ординат) заданное значение и восстановить перпендикуляр до пересечения с графиком. Опустить перпендикуляр из точки пересечения на ось ординат (или абсцисс) и определить значение искомой величины.

4. Оценить полученный результат; записать ответ.

Алгоритм решения задач по кинематике

1. Необходимо выбрать систему отсчёта с указанием начала отсчёта времени и обозначить на схематическом чертеже все кинематические характеристики движения (перемещение, скорость, ускорение и время).

2. Записать кинематические законы движения для каждого из движущихся тел в векторной форме.

3. Спроецировать векторные величины на оси х и у и проверить, является ли полученная система уравнений полной.

4. Используя кинематические связи, геометрические соотношения и специальные условия, данные в задаче, составить недостающие уравнения.

5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестных.

6. Перевести все величины в одну систему единиц и вычислить искомые величины.

7. Проанализировать результат и проверить его размерность.

При решении задач на движение материальной точки по окружности необходимо дополнительно учитывать связь между угловыми и линейными характеристиками.

Алгоритм решения задач по динамике

1. Внимательно прочитать условие задачи и выяснить характер движения.

2. Записать условие задачи, выразив все величины в единицах «СИ».

3. Сделать чертеж с указанием все сил, действующих на тело, векторы ускорений и системы координат

4. Записать уравнение второго закона Ньютона в векторном виде.

5. Записать основное уравнение динамики (уравнение второго закона Ньютона) в проекциях на оси координат с учетом направления осей координат и векторов.

6. Найти все величины, входящие в эти уравнения; подставить в уравнения.

7. Решить задачу в общем виде, т.е. решить уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины.

8. Проверить размерность

9. Получить численный результат и соотнести его с реальными значениями величин.

Если в задаче рассматривается движение нескольких тел, необходимо записать 2 закон Ньютона для каждого из них и учесть кинематические и динамические связи между ними.

Алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса.

1. Необходимо проверить систему взаимодействующих тел на замкнутость.

2. Изобразить на чертеже векторы импульсов тел системы непосредственно до и после взаимодействия.

3. Записать закон сохранения импульса в векторной форме.

4. Спроецировать векторные величины на оси х и у (выбираются произвольно, но так, чтобы было удобно проецировать).

5. Решить полученную систему скалярных уравнений относительно неизвестных в общем виде.

6. Проверить размерность и сделать числовой расчёт.

Алгоритм решения задач на вычисление работы постоянной силы

1. Выяснить, работу какой силы требуется определить в задаче, и записать исходную формулу: А = F·s·соsα.

2. Сделать схематический чертёж и определить угол между силой и перемещением.

3. Если в условии задачи сила неизвестна, её следует найти из 2 закона Ньютона.

4. Определить величину модуля перемещения из законов кинематики.

5. Подставить значения модулей силы и перемещения в формулу работы и, проверив размерность, сделать числовой расчёт.

Алгоритм решения задач на определение мощности

1. Выяснить, какую мощность надо определить, среднюю или мгновенную.

2. Указать на чертеже силы, действующие на тело, и все кинематические характеристики движения.

3. Из 2 закона Ньютона определить силу тяги.

4. Из законов кинематики определить среднюю или мгновенную скорость.

5. Подставить полученные значения силы тяги и скорости в формулу мощности и, проверив размерность, сделать числовой расчёт.

Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращения энергии.

1. Сделать схематический чертёж. Обозначить на нём кинематические характеристики начального и конечного состояний системы.

2. Проверить систему на замкнутость. Если система тел замкнута, решение проводится по закону сохранения механической энергии. Если система тел не замкнута, то изменение механической энергии равно работе внешних сил.

3. Выбрать нулевой уровень потенциальной энергии (произвольно).

4. Выяснить, какие внешние силы действуют на тело в произвольной точке траектории.

5. Записать формулы механической энергии в начальном и конечном положениях.

6. Установить связь между начальными и конечными скоростями тел системы.

7. Подставить полученные значения энергий и работы в формулу работы и сделать числовой расчёт.

Алгоритм решения задач на расчёт колебательного движения.

Задачи, решение которых основано на общих уравнениях гармонических колебаний.

1. Записать уравнение гармонических колебаний.

2. Определить начальную фазу колебаний, используя условие задачи, и выразить, если это необходимо, циклическую частоту колебаний ω через частоту ν или период колебаний Т.

3. Определить мгновенные значения скорости и ускорения точки, совершающей гармонические колебания.

4. Если необходимо, использовать закон сохранения механической энергии.

5. Решить полученные уравнения относительно неизвестных.

6. Сделать числовой расчёт и проверить размерность искомой величины.

Алгоритм решения задач на «Первое начало термодинамики»

Задачи об изменении внутренней энергии тел можно разделить на группы:

В задачах первой группы рассматривают такие явления, где в изолированной системе при взаимодействии тел изменяется лишь их внутренняя энергия без совершения работы над внешней средой.

1. Установить у каких тел внутренняя энергия уменьшается, а у каких – возрастает.

2. Составить уравнение теплового баланса (ΔU = 0), при записи которого в выражении Q =cm(t2 –t1), для изменения внутренней энергии, нужно вычитать из конечной температуры тела начальную и суммировать члены с учетом получающегося знака.

3. Полученное уравнение решить относительно искомой величины.

4. Решение проверить и оценить критически.

В задачах второй группы рассматриваются явления, связанные с превращением одного вида энергии в другой при взаимодействии двух тел. Результат такого взаимодействия: изменение внутренней энергии одного тела в следствие совершенной им или над ним работы.

1. Убедиться, что в процессе взаимодействия тел теплота извне к ним не подводится, т.е. действительно ли Q = 0.

2. Установить у какого из двух взаимодействующих тел изменяется внутренняя энергия и что является причиной этого изменения – работа, совершенная самим телом, или работа, совершенная над телом.

3. Записать уравнение Q = ΔU + A для тела, у которого изменяется внутренняя энергия, учитывая знак перед А и к.п.д. рассматриваемого процесса.

4. Если работа совершается за счет уменьшения внутренней энергии одного из тел, то А= -ΔU, а если внутренняя энергия тела увеличивается за счет работы, совершенной над телом, то А = ΔU.

5. Найти выражения для ΔU и A.

6. Подставляя в исходное уравнение вместо ΔU и A их выражения, получим окончательное соотношение для определения искомой величины.

7. Полученное уравнение решить относительно искомой величины.

8. Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач на «Газовые законы»

По условию задачи даны два или несколько состояний газа и при переходе газа из одного состояния в другое его масса не меняется.

1. Представить какой газ участвует в том или ином процессе.

2. Определить параметры p,V и T, характеризующие каждое состояние газа.

3. Записать уравнение объединенного газового закона Клапейрона для данных состояний. Если один из трех параметров остается неизменным, уравнение Клапейрона автоматически переходит в одно из трех уравнений: закон Бойля – Мариотта, Гей-Люссака или Шарля.

4. Записать математически все вспомогательные условия.

5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.

6. Решение проверить и оценить критически.

По условию задачи дано только одно состояние газа, и требуется определить какой либо параметр этого состояния или же даны два состояния с разной массой газа.

1. Установить, какие газы участвуют в рассматриваемых процессах.

2. Определить параметры p,V и T, характеризующие каждое состояние газа.

3. Для каждого состояния каждого газа (если их несколько) составить уравнение Менделеева – Клапейрона. Если дана смесь газов, то это уравнение записывается для каждого компонента. Связь между значениями давлений отдельных газов и результирующим давлением смеси устанавливается законом Дальтона.

4. Записать математически дополнительные условия задачи.

5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.

6. Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач на тему «Электростатика »

Решение задачи о точечных зарядах и системах, сводящихся к ним, основано на применении законов механики с учетом закона Кулона и вытекающих из него следствий.

1. Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в электрическое поле, и записать для него уравнение равновесия или основное уравнение динамики материальной точки.

2. Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и поля и подставить эти выражения в исходное уравнение.

3. Если при взаимодействии заряженных тел между ними происходит перераспределение зарядов, к составленному уравнению добавляют уравнение закона сохранения зарядов.

4. Записать математически все вспомогательные условия.

5. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.

6. Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач на тему «Постоянный ток»

Задачи на определение силы тока, напряжения или сопротивления на участке цепи.

1. Начертить схему и указать на ней все элементы.

2. Установить, какие элементы цепи включены последовательно, какие – параллельно.

3. Расставить токи и напряжения на каждом участке цепи и записать для каждой точки разветвления (если они есть) уравнения токов и уравнения, связывающие напряжения на участках цепи.

4. Используя закон Ома, установить связь между токами, напряжениями и ЭДС (ε).

5. Если в схеме делают какие-либо переключения сопротивлений или источников, уравнения составляют для каждого режима работы цепи.

6. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.

7. Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач на тему «Электромагнетизм»

Задачи о силовом действии магнитного поля на проводники с током

1. Сделать схематический чертеж, на котором указать контур с током и направление силовых линий поля. 2. Отметить углы между направлением поля и отдельными элементами контура.

3. Используя правило левой руки, определить направление сил поля (сила Ампера), действующих на каждый элемент контура, и проставить векторы этих сил на чертеже.

4. Указать все остальные силы, действующие на контур.

5. Исходя из физической природы сил, выразить силы через величины, от которых они зависят.

6. Решить полученную систему уравнений относительно неизвестной величины.

7. Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач на тему «Закон электромагнитной индукции»

1.Установить причины изменения магнитного потока, связанного с контуром, и определить какая из величин В, S или, входящих в выражение для Ф, изменяется с течением времени.

2. Записать формулу закона электромагнитной индукции: hello_html_5dcd9bad.gif.

3. Выражение для ΔФ представить в развернутом виде (Ф) и подставить в исходную формулу закона электромагнитной индукции.

4. Записать математически все вспомогательные условия.

5. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.

6. Решение проверить и оценить критически.

Алгоритм решения задач на тему «Преломление света»

1. Установить переходит ли луч из оптически менее плотной среды в более плотную или наоборот.

2. Сделать чертеж, где указать ход лучей, идущих из одной среды в другую.

3. В точке падения луча на границу раздела сред провести нормаль и отметить углы падения и преломления.

4. Записать формулу закона преломления для каждого перехода луча из одной среды в другую.

5. Составить вспомогательные уравнения, связывающие углы и расстояния, используемые в задаче.

6. Полученную систему уравнений решить относительно искомой величины.

7. Решение проверить и оценить критически.

Оптика решение задач "Отражение света"

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

ПОСОБИЕ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ "КВАНТОВАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА"     

         Фізіка і народныя прыкметы аб надвор'і

Чалавеку заўсёды важна ведаць, якое будзе надвор'е, паколькі яно ўплывае на самаадчуванне і дзейнасць. Назіраючы прыроду ў непагадзь, сонечным днём, у змрок, ноччу, людзі адзначалі характэрныя прыкметы, якія папярэднічаюць тыя ці іншыя змены надвор'я. Так з'явіліся шматлікія прыкметы - сведкі народнай назіральнасці, кемлівыя, мудрасці.

«Пагодныя» прыкметы разнастайныя. Адны адзначаюць паводзіны людзей і жывёл, іншыя звязаныя з рознымі фізічнымі з'явамі, трэція - з рэлігійнымі вераваннямі.

Паспрабуем растлумачыць некаторыя з народных прыкметаў з пункту гледжання фізічных працэсаў, што апісваліся ў іх.

Атмасфернае паветра - найважнейшы фактар ​​існавання жывых арганізмаў, так як ён змяшчае неабходны для раслін і жывёл кісларод. У прыземным слоі паветра ўтрымліваецца (па аб'ёме) 78,08% азоту, 20,95% кіслароду, 0,93% аргону, 0,03% вуглякіслага газу; менш за 0,01% складаюць гелій, неон, крыптон, вадарод, ксенон, азон і радон, разам узятыя. Акрамя гэтых газаў у паветры заўсёды ўтрымліваюцца вадзяныя пары, колькасць якіх у залежнасці ад тэмпературы складае 0,01-4% (па аб'ёме). Паветра і стварае атмасферны ціск. Ён аказвае ціск на паверхню Зямлі і ўсё змешчаныя на ёй прадметы і жывыя істоты.

Ціск паветра на ўзроўні мора пры тэмпературы 0 ° С адпавядае ціску ртутнага слупа вышынёй 760 мм - гэтую велічыню і прынята лічыць за нармальнае бараметрычны атмасферны ціск. Ваганні атмасфернага ціску абумоўліваюць значныя змены надвор'я.

Бараметрычны ціск цесна ўзаемазвязаны з вільготнасцю паветра. Не выпадкова таму большасць найпростых народных прыбораў - прадказальнікаў надвор'я - заснаваны на ўсталяванні ваганняў вільготнасці паветра. Гэта абумоўлена тым, што шчыльнасць вадзяных пар у адносінах да шчыльнасці паветра, прыманай за адзінку, роўная 0,623. Таму вільготнае паветра лягчэй сухога, а атмасферны ціск у ім падае. Калі ціск зніжаецца, паветра становіцца больш вільготным, з вадзяных пар ўтворацца аблокі і можна чакаць выпадзенне ападкаў.

Вільготнасць паветра. Змена надвор'я ў значнай ступені абумоўлена зменай вільготнасці паветра. Вядома, што дым з комінаў або ад вогнішча пры ясным сухім надвор'і падымаецца ўверх, а перад сырой надвор'ем з павышэннем вільготнасці прыземнага слоя атмасферы сцелецца па зямлі, апускаецца ўніз. Узімку пры сухім паветры і перад маразамі дровы ў печы гараць ярка і хутка згараюць. Цьмянае бледны полымя, няпоўнае згаранне паліва, адукацыя сажы, падаючай таму з трубы ў агонь, слабая цяга - прыкметы высокай вільготнасці паветра, надыходу непагадзі - улетку, адлігі - узімку.

Туман, раса, іней. Вясной, летам і восенню, пасля заходу сонца, у зацішнае надвор'е, у сувязі з астуджэннем паветра над нагрэтай паверхняй зямлі часта падымаецца суцэльнае "покрыва" парападобны вільгаці ў выглядзе туману. Па гэтай з'яве прыроды таксама можна ўсталяваць характар ​​будучага надвор'я. У народзе існуюць прыкметы , што "калі туман раніцай падымаецца ўверх, - чакай дажджу, а калі асядае на зямлю, - будзе сухое надвор'е", "туман, знікаючы пасля ўзыходу сонца, прадвесціць добрае надвор'е". Начныя і ранішнія туманы ў далінах, знікаючыя пасля ўзыходу сонца, у пастухоў горных раёнаў лічацца прадвеснікамі добрага надвор'я. У летні час багатыя расы прадказваюць яснае надвор'е без дажджу.

Светлавыя з'явы. Аб характары надвор'я можна меркаваць па афарбоўцы відна пры ўзыходзе і заходзе сонца. Колер зары залежыць ад утрымання ў паветры вадзяных пар і пылу. Паветра, моцна насычаны вільгаццю, пераважна прапускае чырвоныя прамяні, таму ярка-чырвоная вечная зара прадвесціць непагодлівае легкадумнае надвор'е. Ярка-аранжавым неба пры заходзе сонца - да моцнага ветру. Інтэнсіўная ярка-жоўтая, залацістая і ружовая афарбоўка вячэрняга світанку сведчыць аб малым змесце вільгаці і вялікай колькасці пылу ў паветры, што паказвае на якая мае быць засушлівую легкадумнае надвор'е. Ранішняя зара чырвонага колеру летам - да дажджу, а зімой - да завеі. "Калі сонца з чырвонаю зарою заходзіць, а са светлай ўзыходзіць, - да вёдру і яснага дня".

Набліжэнне дажджлівай, ветранага надвор'я і навальніцы можна ўсталяваць і па мігаценню  зорак, якое адбываецца пры змешванні цёплых і халодных слаёў атмасферы, а таксама пры ўтрыманні ў ёй вялікай колькасці вадзяных пар або крышталікаў лёду. У гэтым выпадку тонкі пучок прамянёў, які ідзе ад зоркі, праходзячы праз неаднародныя праслойкі паветра, то рассейваецца, то сціскаецца. З-за гэтага вочы ўспрымаюць неаднолькавае колькасць прамянёў, і зорка падаецца тое яркай, то цьмянай. У "спакойнай" атмасферы не парушаецца просталінейнасць распаўсюджвання святла і зоркі не мігочуць. Па народных прыметах, "зоркі гуляюць зімой - да віхуры, да марозу, да снегу, а летам - да дажджу", "зоркі скачуць да холаду".

Мігаценне зорак пачынаецца, як правіла, за 2-3 сут перад дажджом. Пры з'яўленні тонкіх аблокаў далёкія зоркі становяцца слаба бачнымі, а блізкія расплываюцца, павялічваюцца ў памерах. Пры высокай воблачнасці многія зоркі не бачныя, таму ў народзе і кажуць: "Калі зоркі пачынаюць хавацца, - хутка будзе дождж", "На небе мала зорак - да пахмурнага надвор'я".

Дадзеныя мудрыя народныя назіранні паказваюць, што з пагаршэннем надвор'я звязана павышэнне колькасці вадзянога пару ў паветры, г.зн. вільготнасці. Іншая народная прымета абвяшчае: «Калі ў поле далёка раздаецца голас, то будзе дождж» З чым гэта можа быць звязана? Як растлумачыць такое з'ява?

У дадзеным выпадку народ звязаў гукавыя з'явы і павелічэнне вільготнасці паветра! Аказваецца з увеличениемвлажности павялічваецца шчыльнасць паветра, а такім чынам і здольнасць праводзіць гук!

 

                

 

 

 

              Фізіка ў ваеннай справе

                                Віктарына

Фізіка - базавая навука для любой тэхнікі.

Законы фізікі неабходна ўлічваць пры стварэнні ваеннай  тэхнікі, веданне законаў фізікі неабходна пры эксплуатацыі зброі, ваеннага абсталявання.

                             

1.С якой мэтай часам разам з бомбамі з самалёта скідалі прадзіраўленыя бочкі?

 

2.С якой мэтай (чаму?) у супрацьтанкавай вінтоўкі  Дзегцярова прыцэльнае прыстасаванне вынесена налева, а не размешчана на самым ствале?

 

3.Як называецца патаўшчэнне на канцы ствала гарматы? З якой мэтай яно выкарыстоўвалася? Назавіце закон фізікі, які ляжыць у аснове яго прымянення?

 

4.Які тып рухавіка быў усталяваны на танку Т-34?

 

5.Какая куля: лёгкая або цяжкая паляціць далей пры аднолькавай форме і памерах?

 

6Якія і як знешнія (пагодныя) ўмовы ўплываюць на палёт кулі?

 

7.Учас вайны парашуты ўжывалі для закіду дэсантаў і разведкі ў тыл праціўніка. Як змяняецца хуткасць падзення ў момант раскрыцця парашута? Чаму?

8.Мінныя  загароды шырока выкарыстоўваліся ў вадзе. Міна з выбуховым рэчывам цяжэй вады і пайшла б на дно.Што рабілі для таго, каб міны не танулі? Не ўсплывалі на паверхню вады?

                               

 

                                        

                  

 

                              

                            Цікавыя факты.

 1.Тэмпература маланкі можа дасягаць 30 000К, што ў пяць разоў вышэй тэмпературы на паверхні Сонца - 6000 К.

2.   Кропля дажджу важыць больш, чым камар. Але валасінкі, якія размешчаны на паверхні цела камара, практычна, не перадаюць імпульс ад кроплі да камароў. Таму камар выжывае нават пад праліўным дажджом. Гэтаму спрыяе яшчэ адзін фактар. Сутыкненне вады з камаром адбываецца на незамацаванай паверхні. Таму калі ўдар прыходзіцца ў цэнтр камара, яно некаторы час падае з кропляй, а потым хутка вызваляецца. Калі дождж трапляе не ў цэнтр, траекторыя руху камара трохі адхіляецца.

3.  Ці можа чалавек патануць у сыпучых пясках?

Цікавыя факты аб фізіцы могуць дапамагчы зразумець ўласцівасці такой займальнай рэчы, як сыпучыя пяскі. Яны ўяўляюць сабой неньютоновскую вадкасць. Чалавек ці жывёла не могуць пагрузіцца ў сыпучы  пясок цалкам з-за высокай глейкасці, але і выбрацца з яго вельмі складана. Каб выцягнуць нагу з сыпучага пяска, трэба прыкласці намаганні, параўнальныя з узняццем легкавога аўтамабіля. У ім нельга патануць, але небяспеку для жыцця ўяўляюць абязводжванне, сонца, прылівы. Пры трапленні ў сыпучы  пясок трэба легчы на ​​спіну і чакаць дапамогі.

4.Які звыклы прадмет дапамагае глядзець скрозь непразрыстае матавае шкло?

Каб паглядзець скрозь шкло з матавай паверхняй, досыць наляпіць на яго кавалачак празрыстага скотчу. З-за няроўнасцяў матавага шкла святло рассейваецца, але клеявы бок скотчу згладжвае гэтыя няроўнасці, і ў выніку святло праходзіць як быццам скрозь звычайнае шкло. Трэба дадаць, што калі паверхня матавая з двух бакоў, гэты трук ўжо не спрацуе.

5. Чым небяспечныя звычайныя гарадскія вуліцы для гоначных балідаў?

Калі гоначны балід едзе па трасе, паміж яго дном і дарогай можа стварацца вельмі нізкі ціск, дастатковы для ўзняцця вечка каналізацыйнага люка. Так адбылося на гонцы балідаў, напрыклад, у Манрэалі ў 1990 годзе - вечка, паднятае адным з балідаў, ўдарыла наступны за ім балід, з-за чаго пачаўся пажар і гонка гэта была спыненая. Таму цяпер ва ўсіх гонках балідаў па гарадскіх вуліцах вечка прыварваюцца да вобада люка.

    6. Чаму адзінка вымярэння і тэмпературы, і крэпасці спіртных напояў называецца аднолькава - градус?

У 17-18 стагоддзях існавала фізічная тэорыя аб цепларода - бязважкай матэрыі, якая знаходзіцца ў целах і якая з'яўляецца прычынай цеплавых з'яў. Згодна з гэтай тэорыяй, у больш нагрэтых целах змяшчаецца больш цепларода, чым у менш нагрэтых, таму тэмпература вызначалася як крэпасць сумесі рэчывы цела і цепларода. Менавіта таму адзінка вымярэння і тэмпературы, і крэпасці спіртных напояў называецца аднолькава - градус.

   










         Вынікі тыдня фізікі (08.04.2019 – 12.04.2019)
Конкурс загадак:         Мантуш Паліна -7кл.,Духоўнік Раман – 8 кл.,             Ганчарык      Дзіяна – 9 кл.,Мантуш Павел -10 кл.
Фізічны дыктант :         Мантуш Паліна -7кл.,Духоўнік Раман – 8 кл.,         Курчэйка Ангеліна – 9 кл.,Мантуш Павел -10 кл.,Гірыновіч Кацярына - 11 кл.
Інтэллектуальная гульня “Касмічныя будні”: Мантуш Павел 10 кл – 1 месца, Клячкоўскі Яўген  9 кл – 2 месца , Прэсны Аляксей 7 кл – 3 месца.

Конкурс сшыткаў : Баяроўская Анастасія – 7 кл., Духоўнік Раман – 8 кл, Курчэйка Ангеліна – 9 кл, Сабалеўскі Аляксандр – 10 кл.,Гірыновіч Кацярына -  11 кл.

План правядзення тыдня фізікі
                 08.04.2019  панядзелак
 1.Адкрыцце тыдня.
 2. Конкурс загадак (асабістае першынство)
3. Фізічны дыктант -10,11 клас
                 09.04.2019  аўторак
1. Што? Дзе? Калі? «Фізіка і  літаратура» (8 кл.)
2. Фізічная віктарына «Іх ведалі толькі ў твар ...» (9 клас)
3.Фізічны дыктант -7,8,9 клас
               10.04.2019  серада
1.Фізіка і дзіцячая цацка (выстава)
2.Прэзентацыя «Фізіка і Вялікая Перамога»
              11.04.2019      чацвер
1. Віктарына «Фізіка сцвярджае» (11 кл.)
2. Кола часу "Падарожжа ў свет вядомых людзей» -10 клас
3. Парад фокусаў «Савет мудрацоў» (7 кл.)
              12.04.2019   пятніца
1. Выстава малюнкаў «Ад школьнага парога і ў космас ёсць дарога»
2. Інтэлектуальная гульня «Касмічныя аб'екты»
              Абвяшчаюцца конкурсы ў асабістым першынстве:
1.Конкурс на лепшую «шпаргалку» па фізіцы, на любую тэму.
2.Конкурс на лепшы рабочы сшытак па фізіцы.
3.Конкурс на лепшы рэбус, чайнворд, крыжаванку і г.д.
4.Конкурс на лепшую загадку, верш, прыпеўку, песню пра фізіку і па фізіцы.

                Вынікі конкурсаў будуць падведзены  15.04.2019









Фізічны  дыктант
7 клас- малекула, рэчыва, часціца, адлегласць, велічыня, маса, перамяшчэнне, гіпотэза, дыфузія, вакуум, з'ява, інерцыя, міліметр, крышталь
8 класс- малекула, рэчыва, часціца, адлегласць, велічыня, маса, перамяшчэнне, гіпотэза, дыфузія, вакуум, з'ява, інерцыя, міліметр, крышталь, працэс, траекторыя, дыяграма, каэфіцыент, магутнасць, ват
9 класс- малекула, рэчыва, часціца, адлегласць, велічыня, маса, перамяшчэнне, гіпотэза, дыфузія, вакуум, з'ява, інерцыя, міліметр, крышталь, працэс, траекторыя, дыяграма, каэфіцыент, магутнасць, ват, частата, парабала, прынцып, акумулятар ,  паралельнасць, амплітуда
10 класс- малекула, рэчыва, часціца, адлегласць, велічыня, маса, перамяшчэнне, гіпотэза, дыфузія, вакуум, з'ява, інерцыя, міліметр, крышталь, працэс, траекторыя, дыяграма, каэфіцыент, магутнасць, ват, частата, парабалу, прынцып, акумулятар , паралельнасць, амплітуда, Гей-Люссак, ізабарны, ізахорны.
11 класс- малекула, рэчыва, часціца, адлегласць, велічыня, маса, перамяшчэнне, гіпотэза, дыфузія, вакуум, з'ява, інерцыя, міліметр, крышталь, працэс, траекторыя, дыяграма, каэфіцыент, магутнасць, ват, частата, парабалу, прынцып, акумулятар , паралельнасць, амплітуда, Гей-Люссак, ізабарны, ізахорны, антэна, карпускул, Максвел

  




























 неделя физики и математики





























https://drive.google.com/file/d/0B-z6A5_Lgnc7MXlZZG9OZ3hxQ0E/view?usp=sharing

https://multiurok.ru/all-blogs/fizika

http://schoolboy.ucoz.ru/index/0-9 -выдающиеся ученые физики

http://LearningApps.org/view312733-эл.цепи

http://schoolboy.ucoz.ru/index/fizika_i_astronomija_stati/0-64

http://www.alsak.ru/


http://LearningApps.org/view154596-законы Ньютона
https://videouroki.by/blog/fizika/http://adu.by/wp-content/uploads/2014/normpravo/normy_ocenki_obscheobrazovatelnye/ocenki_astronomiya.doc

                  
электричество
http://LearningApps.org/view1511449- посл  и парал соед
http://LearningApps.org/view2958345-виды ист тока
http://LearningApps.org/view1764083- электричество
оптика
http://LearningApps.org/view2081618 -фокус линзы

       Прежде, чем решать задачи по физике,  определим их  основные типы.
Типы задач по физике.
    Все задачи можно разделить на 2 основные группы:
1.       Базовые (физические) задачи – задачи, в которых нужно определить физический закон или физическое явление и применить соответствующую формулу.
2.       Комбинированные задачи – задачи, в которых нужно применить  законы из нескольких разделов физики.
Виды задач по физике.
 В каждом типе таких задач можно выделить еще несколько видов:
1.       Явные задачи (простые) – это задачи, где нужно просто применить нужную формулу или выразить неизвестную величину из одной формулы.
2.       Графические задачи – задачи с использованием и анализом графика зависимости какой-либо физической величины.
3.       Неявные задачи – задачи, в которых сразу не видно как можно определить неизвестную величину.
    Алгоритм  ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕШНОГО РЕЗУЛЬТАТА при решении задач:

1.   Научитесь читать текст задачи.
 Текст нужно не просто прочитать, как говорится, по диагонали, а необходимо уловить его основную мысль. Другими словами, нужно из условия задачи попытаться извлечь максимум полезной информации: понять, на какую тему эта задача, какие сведения можно сразу переносить в раздел «Дано», а какие нужно найти в справочных материалах, какие единицы нуждаются в переводе в систему СИ.

2.   Используй  на начальном этапе большое количество справочной литературы.
Речь здесь о той литературе, которая содержит теоретические сведения, таблицы формул, данные о физических величинах. Найди в школьном учебнике тему задачи и не поленись перечитать ее еще раз. Если в условии задачи появляются, казалось бы, сложные вопросы - то именно теоретические материалы смогут ему помочь. Прилежание и  усидчивость помогут тебе самому  найти правильный  путь к  решению задачи.

3.  Не бойся  пойти по неверному пути.  Не ошибается тот, кто ничего не делает. 
Однако и превращать решение задачи в бездумное «хождение» от формулы к формуле тоже не нужно. Простой вариант для начала решения физической задачи – отыскать формулу, в которой содержится максимальное количество указанных в условии задачи параметров.

4.  Физические задачи не всегда решаются «в одну формулу». 

Если бы все было так просто, то физику не считали бы сложной наукой. Часто задача решается с помощью цепочки формул, каждая из которых выводит на использование других формул и материалов. Именно решение практических задач позволяет наилучшим образом понимать естественнонаучные дисциплины.


Высказывания физиков и о физике.
Законы физики — это холсты, на которых Бог творит свои шедевры.
Дэн Браун.

Науки делятся на две группы — на физику и коллекционирование марок.
Эрнест Резерфорд.

Если тебя квантовая физика не испугала, значит, ты ничего в ней не понял.
Нильс Бор

Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными.
Лев Ландау.

Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему.
Бернард Барух

Физика — это наука понимать природу.
Эрик Роджерс

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой
Альберт Эйнштейн.

Вам знакомо выражение «Выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может все. 

Никола  Тесла.


Ваша идея, конечно, безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться верной. 

Нильс Бор.


Чем фундаментальнее закономерность, тем проще её можно сформулировать
Пётр Капица

Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов
Исаак Ньютон Исаак Ньютон
Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие
Альберт Эйнштейн.

Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения.
Альберт Эйнштейн.
Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не до конца это понимаете.
Альберт Эйнштейн.

Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так.
Альберт Эйнштейн.

Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.
Альберт Эйнштейн.

Теория - это когда все известно, но ничего не работает. Практика - это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает... и никто не знает почему!
Альберт Эйнштейн.

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Альберт Эйнштейн.

Лучше верить, чем не верить, потому что с верой всё становится возможным.
Альберт Эйнштейн.

Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться.                                                                                       Альберт Эйнштейн.

                                                                 




1 комментарий: